Матриалы из Викпедии: Portal — компьютерная игра, сочетающая в себе элементы паззла и экшена от первого лица, разработанная Valve Corporation. Игра была выпущена для ПК и Xbox 360 в составе сборника The Orange Box 10 октября 2007 года. Портированная версия Portal для приставки PlayStation 3 разрабатывается студией EA UK. Её выпуск запланирован на 11 декабря 2007 года.
В основе Portal лежит модифицированная версия движка Source, использованного ранее в игре Half-Life 2 и её дополнениях.
События Portal разворачиваются во вселенной Half-Life, в Лаборатории исследования природы порталов. Игровой процесс основан на решении головоломок при помощи «переносного устройства создания порталов», позволяющего создавать на плоских поверхностях порталы входа и выхода для перемещения персонажа и предметов.
Игра распространяется в составе сборника The Orange Box как на DVD-носителях, так и через онлайн-систему Steam. Мировым издателем коробочной версии сборника является корпорация Electronic Arts. На территории России и стран СНГ Portal распространяется компанией Бука в двух комплектациях: в составе The Orange Box и в качестве независимого продукта.
Геймплей вращается вокруг устройства под названием ASHPD — «Aperture Science Handheld Portal Device» (Ручное Портальное Устройство Лаборатории по изучению разрывов пространства), ручного устройства, которое может создавать порталы на плоских поверхностях, допуская мгновенное перемещение и визуально-физическую связь между любыми двумя разными местами в трёхмерном пространстве. Порталы ограничены плоскими поверхностями, но если два взаимосвязанных портала находятся на разных плоскостях, произойдут неестественные искажения в геометрии и гравитации, примером к которым может служить игрок, проходящий через портал на стене и «выпадающий» из портала на полу несколькими метрами дальше того места, где он только что стоял. В одно и то же время могут быть открыты только два портала - голубой и оранжевый. Каждый вновь созданный портал заменяет предыдущий данного цвета, а также дыры в пространстве одного цвета могут открываться поверх друг друга, в то время, как «противоположный» по цвету портал должен быть открыт в стороне. Сквозь портальный проход нельзя открывать иные порталы, однако можно проходить и проносить предметы. Для последнего в ASHPD встроен упрощённый вид манипулятора энергетического поля нулевого уровня (гравитационной пушки) из Half-Life 2, который позволяет поднимать предметы и перемещать их в пространстве в непосредственной близости от себя.
Открытие порталов привязано к кнопкам мыши (левая кнопка мыши — голубой, правая кнопка мыши — оранжевый), а манипуляции с предметами осуществляются с помощью клавишы E (лат.). Также игрок может передвигаться на корточках и подпрыгивать (клавиша «пробел»), но эта особенность не используется в практических целях — любое препятствие можно и необходимо преодолевать с помощью порталов.
Игра составлена из 19 тестовых комнат, переходы между которыми осуществляются с помощью лифта, а также ряда подсобных помещений с непосредственной подгрузкой по ходу прохождения (аналогично HL2). По мере прохождения игры задания становятся всё сложнее, заставляют комбинировать различные подзадания, такие как: перемещение блока на кнопку, использование энергетического шара в качестве источника энергии, использование закона сохранения энергии и др. Препятствия включают в себя стены, на которых нельзя создать портал, ядовитую воду, прессы и турели. В конце игры состоится единственная битва с боссом, которая требует базовых навыков обращения с порталами.
Сюжет
Главная героиня приходит в себя в капсуле внутри некой камеры со стеклянными стенами. В камере, кроме капсулы, есть столик, на котором стоит радио (играет инструментальная версия финальной песни игры Still Alive) и лежит бумага с информацией об испытаниях, а также имеется унитаз. Видимо, камера подразумевает долговременное проживание. За прозрачными стенами камеры видны белые стены, полы и потолки коридора вокруг камеры, а в одной из стен проделано мутное окно в комнату наблюдения. Выход из камеры перекрывает большая дверь. Почти сразу, после пробуждения девушки (восточного вида), раздаётся механический женский голос, который приветствует героиню в «Лаборатории по изучению разрывов пространства».
Надпись «Торт - ложь», начертанная некими чернилами
Надпись «Торт - ложь», начертанная некими чернилами
После вступительной речи голос предупреждает о мерах безопасности и открывает дверь. Проходя по коридорам комплекса, девушка изучает свойства порталов. Изначально у неё нет ничего: порталы генерируются самостоятельно. Однако, спустя несколько комнат, в руки героине попадает ASHPD, способный создавать один (голубой) портал. В течение прохождения комнат, одной за другой, создаётся впечатление, что девушка - как мышь в лабиринте, созданном какими-то учёными. В ходе эксперимента механический голос сопровождает персонажа. Фразы, произносимые женским голосом, во многом смешны для человеческого восприятия, они подчас наивны и глупы (например, на одном из этапов голос старательно, но неправдоподобно имитирует "состояние полной депрессии и отчаяния"). Все комнаты испытательного лабиринта схожы оформлением: везде белые и стальные поверхности, повсеместно стоят камеры и комнаты наблюдения, однако ни одной живой души за стеклом не видно, также как и не видно мира вне стен лаборатории.
Ближе к финальным тестам, когда в руках героини находится уже полноценная портальная пушка, в одной из гладких и чистых комнат девушка находит проход за стену в небольшое помещение с трубами, решётками, заводской подсобной обстановкой. Помещение выполнено в оранжевых (ржавых металлических) тонах, в отличие от голубо-белого и иногда мутно-зелёного цвета тестовых комнат, кроме того, в нём находится радио, аналогичное виденному вначале, с той же самой мелодией. Компьютерный голос никак не реагирует на находку героини. Позже девушка находи ещё одну подобную комнату, но большую размером. Стены таких комнат исписаны чем-то наподобие крови, в некоторых есть фотографии и другие бумаги. Кровавые надписи разнообразны, однако в большом числе содержиться фраза Торт - ложь (англ. The cake is a lie). Эта фраза должна быть интересна в связи с тем, что женский голос периодически обещает тортик в конце испытания.
Наконец, приходит черёд последнего, девятнадцатого теста, в ходе которого голос особенно активно напоминает об обещанном пироге. В самом конце коридора неожиданно оказывается пламя, к которому неумолимо приближается девушка - туда её движет платформа. В это время голос успокаивает героиню, говоря, что лабораторное оборудование термоустойчиво и не понесёт ущерба. Героиня успевает спастись. Механическая женщина, не ожидавшая такой расторопности, приказывает девушке остановится, говорит, что пошутила и на самом деле пламя было последним испытанием. Беглянка не слушается и уже уверенно передвигается по подсобным помещениями, аналогичным уже видиным ей. Повсеместно в таких помещениях её преследуют кровавые символы, указывающие, куда идти (очевидно, сбегает она не первая), и механический женский голос, доносящийся то глухо, то ясно из устройств, прикреплённых кое-где по стенам. В задворках тестового лабиринта девушка не находит ни одного человека и в конце концов достигает круглой комнаты с огромной механической конструкцией, висящей с незримого потолка. Эта конструкция и разговаривала с героиней всю игру.
Машина боится скорого конца и всячески пытается выкрутится, насколько ей может хватить её компьютерного интеллекта, однако, сама того не ведая, выдаёт информацию о том, что она уничтожила всю лабораторию, выпустив ядовитый газ. Этот же самый газ может убить девушку, если она не уничтожит машину в течение пяти ближайших минут. Спустив в утилизатор 4 мозговых центра компьютера, похожих на шары со светящимся сектором, героиня устраивает огромный взрыв, который в крыше вызывает нечто, подобное портальным штормам, приведшим к прибытию в наш мир захватчиков во время каскадного резонанса в «Блэк Меса». Перед своим уничтожением машина заявляет, что снаружи произошло нечто ужасное, и некая могущественная сила угрожает всему, и лишь эта машина способна защитить девушку от этой силы, и, разрушив её, героиня совершит непоправимое.
После взрыва девушку и остатки машины поднимает в небо и весь вид заливает белым светом. На последних кадрах видно наш мир, зелёные растения и КПП на въезде в «Лабораторию по изучению разрывов пространства», погруженный в обломки различного происхождения и размера.
Персонажи
В игре всего два персонажа:
* Подопытная девушка, которую предположительно зовут Челл (Chell) - нет реплик
Как она попала в Лабораторию и кем она была до событий Portal - не известно. Девушка одета в оранжевую робу (в США подобную носят в тюрьме осуждённые) с надписью «Aperture», а к её ногам прикреплены специальные конструкции, которые спасают её от смерти и ранений при падении с высоты.
* ГЛэДОС (англ. GLaDOS, Genetic Lifeform and Disk Operating System - Генетическая Форма Жизни и Дисковая Операционная Система) - озвучена Эллен МакЛейн (Ellen McLain)
Разумный компьютер, разработанный учёными Лаборатории в ходе соревнования с «Блэк Меса» за грант, контролирует всю Лабораторию, включая наземную, внешнюю часть. Обретя разум, он (она - компьютер говорит женским голосом) обрёл и сознание. Выпустив ядовитый газ и уничтожив всех учёных и рабочих в Лаборатории, ГЛэДОС стала испытывать, по словам Эллен МакЛейн, одиночество; этим можно объяснить разговорчивость компьютерной женщины, когда она наконец нашла слушателя - игрока. Когда же Челл вышла из под контроля, ГЛэДОС стала опасаться за то, что она потеряет этого слушателя, а позже - и за своё существование.
У компьютера есть мания к тортикам. ГЛэДОС всю игру разговаривает с Челл о них, как о награде в конце; а на мониторах в зале с компьютером мелькают множественные изображения этих кондитерских изделий.