Очень многое можно сказать об игре по тому, как в ней отображена непогода. Простая, вроде бы, вещь – дождь, придает миру на экране большую правдоподобность, чем самые детальные модели зданий и деревьев, независимо от жанра. Капли на лобовом стекле, вспышки молний, озаряющие трассу впереди – и вот уже не обращаешь внимания на спрайтовую листву и картонных зрителей, остаются только мелькающие перед глазами дворники и мокрый асфальт под колесами. Что до ролевых игр или экшнов – падающие с неба струи не причинят герою вреда: одежда никогда не намокнет, а ноги не разъедутся в грязи в самый неподходящий момент во время поединка. Разве что хмурые тучи испортят настроение. Но все равно непроизвольно поеживаешься и ищешь убежище. И мудр тот геймдизайнер, кто не забывает время от времени устроить хороший ливень.
Жутчайшая ночная гроза – первое яркое впечатление, остающееся от «Ведьмака», если не считать шедевральный вступительный ролик. Хляби небесные разверзлись, селяне улепетывают по лужам, чтобы поскорее спрятаться в тепле трактира, и только стражники, вынужденные торчать на улице, чехвостят разбушевавшуюся стихию почем зря. Во время разговора близкие разряды резко высвечивают в темноте лицо Геральта, придавая беловолосому ведьмаку совсем уж демонический вид. И даже в помещении дождь напоминает о себе глухим шумом за окнами и монотонным стуком по крыше.
Пейзажи порой попадаются просто замечательные. А мы еще не верили в предрелизные скриншоты.
Геральту не раз и не два попадутся дамы, не способные устоять перед его мрачным обаяниям. Постельные сцены заменяются такими вот картами. Первый акт, проходящий в предместьях Вызимы, весь пропитан этим меланхоличным духом. Серые домишки, неразговорчивые жители, терроризирующий окрестности пес-призрак и неприглядные подробности, всплывающие при тщательном расследовании, – такой могла бы стать RPG по «Собаке Баскервилей» или «Вечеру в тоскливом октябре». Кровавая развязка, впрочем, выбивается из общего викторианского стиля, но вполне типична для мрачного мира Сапковского.
Заслуга ли в этом лишь сценаристов, или же бдительного надзора пана Анджея, но сюжет в «Ведьмаке» необычайно хорош, он тащит за собой весь остальной геймплей и заставляет закрыть глаза на многие недоработки. Если забыть банальнейшую завязку про потерявшего память героя (в конце концов, только благодаря такому несколько неуклюжему приему мы можем поиграть за Геральта, а не неизвестного ведьмака-новичка), продолжение похождений Белого Волка вполне достойно книжного прародителя.
C боссов, подобных этому голему, добываются уникальные ингриденты, которые можно использовать для создания особого эликсира. Например, дающего золотой «талант».
Выбор новых «талантов» и варка эликсиров возможны только во время медитации, для которой нужно найти и разжечь костер или попроситься переночевать у дружественного NPC.
Редкий талант автора – чтобы при смене декораций не просто появлялись торговцы с более полезным барахлом, но менялся сам темп повествования. Оказавшись в столице Темерии, мы тут же попадаем в настоящий нуар. Частный детектив с жаждой мести, сбор улик, организованная преступность, продажные представители властей, подпольные притоны и торговцы наркотиками – основная квестовая линейка метко обозвана разработчиками «Секреты Вызимы» и очень похожа на многочисленные фильмы о честных копах и их борьбе с прогнившей системой.
Затем волею случая ведьмака заносит на болото, в котором нелюдимые местные испокон веку добывают глину и делают из нее кирпичи. А еще поклоняются идолам с множеством щупалец и ждут пробуждения Владык Вод. Интересно, что сказал бы по этому поводу Лавкрафт? Дворцовые интриги, древние тайны, наконец, просто ответ на вопрос, зачем загадочному магу понадобилось нападать на Каэр Морхэн и красть секреты ведьмаков, – интересно знать, что же будет дальше, а не только прибавить еще один уровень персонажу.
Созданию настроя сильно способствует отлично переданный дух книг Сапковского – здесь NPC не стесняются сквернословить и обсуждать интимные подробности, а большинство из них – жадные и жестокие подонки; нелюди умирают в гетто от чумы или партизанят в окрестностях; благородные рыцари – оголтелые расисты. Как ни старайся ведьмак остаться в стороне, не раз и не два предстоит сделать нелегкий выбор, на чью сторону встать, и руководствоваться при этом придется отнюдь не черно-белыми категориями. Самое пугающее в таких ситуациях, прямо как в жизни, – неочевидность последствий. То, что казалось правильным, спустя акт оборачивается несколькими повешенными, а тот, кому оказали услугу, – поставщиком контрабанды нашим злейшим врагам.
Инвентарь очень незамысловат. Ножны для мечей, для тяжелого и легкого оружия, пара ячеек под кольца и эликсиры. Никаких тебе шлемов «+5 к Силе».
Карта уровня очень удобная, на ней отмечены все торговцы и важные места, также можно задать отслеживание любой точки и та высветится на радаре.
С одной стороны, это пробуждает интерес к повторному прохождению, с другой – «Ведьмак» слишком долог, мы уже от такого отвыкли. Учитывая чудовищное количество вышедших осенью хитов, потратить 50 с лишним часов на одну игру – непозволительная роскошь. Само по себе это, конечно, не минус, ведь есть даже негласное ранжирование RPG по количеству затрачиваемых на них часов. Беда в том, что большая часть времени уходит на сидение перед экраном в ожидании загрузки очередного уровня. Поскольку при выполнении квестов приходится мотаться по всему городу и постоянно заходить в дома, где-то к третьему акту играть получается только со включенной одновременно DS. Чтобы не смотреть на очень красивые, но уже вызывающие ненависть загрузочные картинки.
Русские перевод и озвучка в целом очень хорошие (в том числе потому что делались по оригинальной польской версии, а не урезанной английской). Хотя и встречаеются ошибки или забавный подбор голосов. Старший друид, например, встречает нас вологодским «оканьем».
Принцесса Адда, расколдованная ведьмаком из чудища в «Последнем желании». Девушка до сих пор любит мясо с кровью. Это далеко не единственный книжный персонаж, который нам встретится.
При этом валить вину только на программистов не стоит – все это следствие общей «незрелости» дизайна. Четыре года разработки – солидный срок, но не стоит забывать, что это первый проект команды. Тут и там натыкаешься на подобные непроработанные моменты. Взять вот алхимию – десятки рецептов, которые надо находить или покупать, сбор трав и частей тел чудовищ, разнообразные эликсиры и... невразумительный инвентарь с микроскопическими и похожими иконками, без какой-либо сортировки. При варке зелья необходимые ингредиенты, к счастью, отбираются сами собой, но вот найти потом получившийся пузырек... Особенно контрастирует с замечательным дневником с кучей разделов, подробным отслеживанием квестов, глоссарием и бестиарием...
Боевая система, о которой столько твердили разработчики, на первый взгляд хороша – цепочки ударов, для продолжения требующие своевременного нажатия клавиши, перекаты, блоки, силовой, быстрый и групповой стили... Не говоря уж о превосходной анимации движений Геральта. На словах звучит новаторски, а на деле превращается в борьбу с неотзывчивым управлением. Из-за живущей собственной жизнью камеры, особенно в режиме от третьего лица, сложно даже просто удержать курсор на противнике, который еще и постоянно перемещается. Несколько же врагов бестолково мечутся вокруг, не давая друг другу подойти к герою, а нам – к выбранной цели. Кроме того, иногда без всякой видимой причины ведьмак отказывается продолжать цепочку ударов или начать новую, словно бы нажатия клавиши обрабатываются слишком медленно и Геральт не знает, что же ему делать. Но даже несмотря на такие «залипания», почти каждый поединок сводится к пятисекундной нарезке тушек – авторы хотели показать молниеносную реакцию и фехтовальные навыки героя и сделали его слишком уж крутым. Больше всего это заметно в кулачных боях в тавернах – профанация и только.
Получается этакий «синдром Bard’s Tale» – вроде и хочется посмотреть новые диалоги и сюжетные сцены, но для этого приходится в промежутке выполнять какие-то механические и не очень интересные действия.
Покер с костями – простенькая мини-игра, видимо, вдохновленная Pazaak из Star Wars: Knights of the Old Republic. Позволяет существенно пополнить мошну.
Злодейский маг Азар Яведд, напавший с приспешниками из организации «Саламандры» на обитель ведьмаков.
Впрочем, далеко не все так плохо. К развитию персонажа, скажем, вопросов нет – хочешь, ударяйся в магию и развивай владение Знаками, создавай ловкого атлета, невосприимчивого к ядам, или берсеркера, особенно страшного в подпитии и после получения серьезных ранений. Все построено на «талантах» разного достоинства – если бронзовых выдают по три штуки за уровень и рано или поздно все умения низкого ранга будут выучены, то серебряные и золотые – дефицит, и тут уж придется выбирать между заклинаниями и владением мечами (серебряный – против монстров, а из метеоритного железа – для людей и животных).
В диалогах возможностей тоже хватает – NPC можно подкупить, напоить, задобрить подарком, а то и показать ему печатку с символом одной из группировок, чтобы открыть новые опции. Тут тоже не обошлось без накладок – например, неудачная фраза может разозлить собеседника, и тот откажется разговаривать дальше. Но стоит зайти на уровень заново, NPC продолжит беседу как ни в чем не бывало.
Или вот смена дня и ночи – все жители города блюдут график, ночью спят дома, утром идут торговать и работать, вечером ошиваются в таверне, а то и перемещаются в другой квартал, и найти нужного человека порой становится сложно. Однако некоторых персонажей запросто можно поднять из постели в любое время суток. Еще очень забавно наблюдать, если вдруг при начале диалога рядом оказались монстры. Они маячат на заднем плане и вежливо дожидаются конца разговора.
Такие недочеты то тут, то там, которых вполне могло бы и не быть, сильно портят впечатление от игры – сильнее всего в «Ведьмаке» заметно именно отсутствие опытных дизайнеров и тестеров. Сюжет и тексты, звук и музыка, графика и эффекты – просто превосходны. Как говорят в Сети, упоминание Aurora Engine от первой Neverwinter Nights по прошествии времени уже стало антирекламой, поскольку поляки переделывали его не раз и не два и добились потрясающего результата. Пейзажи невероятно хороши; на зданиях в городе и в кладке канализации, кажется, можно потрогать каждую трещинку в кирпиче. Можно и тут не удержаться и пожурить разработчиков за использование одинаковых моделей NPC, но хватит уже критики.
Надо, в конце концов, отвечать за написанное в резюме. Да, Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer получила на полбалла больше. С другой стороны, оценить хитросплетения сюжета в детище Obsidian способны только люди, наизусть помнящие Planescape Campaign Setting. Кроме того, не совсем правильно сравнивать дополнение и полноценный проект. По влиянию на жанр, по вниманию игроков, по известности первоисточника «Ведьмак» все же важнее. «Игра мечты» горстки энтузиастов, к счастью, поддержанная солидным издателем и наконец-то увидевшая свет: Bioware когда-то начинала так же. И только благодаря таким играм CRPG еще не сгинули окончательно.