Дорога уходит вдаль
Получив ключи от квартиры покойного, его брат проходит в залу, где всю центральную часть занимает странная, похожая на массивную колонну металлическая конструкция. Она увита проводами, которые тянутся к каким-то приборам — назначение их неясно, но вполне очевидно, что их создатель не видел необходимости снабжать свое изобретение пояснительными табличками.
Это не колонна, это портал, переделанный из водолазного колокола.
Придется искать какие-нибудь записи, чтобы разобраться, что же такое необыкновенное профессор хотел и не успел показать своему брату, спешно прибывшему после получения его письма.
Среди многих и многих квестов, построенных на головоломках, Sublustrum, помимо прочих достоинств, выделяется логичностью — качеством столь редким для игр подобного типа, что с его отсутствием давным-давно привыкли мириться как с неизбежным злом, отмечая лишь наиболее яркие экземпляры.
Но разработчики из Phantomery Interactive доказали, что сделать сложный квест с адекватными причинно-следственными связями вполне реально. Более того — что и сюрреалистичность логике не помеха. Хотя, надо признать, разбираясь с некоторыми особенно сложносочиненными загадками, впору начать опасаться за свой рассудок — как в случае с механическими цветами эоловой арфы, которые достойны звания самой зубодробительной из головоломок Sublustrum. Но без нее не покинуть четвертую локацию — игра абсолютно линейна, перескочить через этап невозможно.
Седьмое небо — прямо по курсу.
К слову, о локациях... Их пять, и они невелики — особенно по меркам, к примеру, Myst V: End of Ages, — но это обстоятельство на игровом процессе и атмосфере сказывается скорее позитивно: с одной стороны, в картине мира ничего лишнего, а с другой — все-таки вполне достаточное пространство для маневра.
Рисовка превосходна: светотени, тщательность проработки, внимание к деталям... Все, начиная от аутентичных шрифтов в книгах и заканчивая кирпичами, выпавшими из стены в подвале вместе с куском штукатурки, достоверно почти до эффекта присутствия.
Это интересно: в квартире профессора на стенах висят картины, которые можно беспрепятственно рассматривать вблизи, но, что занимательно, во всех трех слоях реальности они различны и выполнены в разных стилях.
Еще один приятный нюанс кроется в оптических эффектах: «старая пленка» в первой локации, зыбкое марево в третьей, хроматические аберрации в четвертой... это тоже своего рода настройка на окружающую действительность, чья природа в результате предстает одновременно и зыбкой, и плотной.
Способ перемещения в игре несложен — «умный курсор» оперативно меняет форму, подсказывая направление движения, — и не отнимает много времени. Вечную проблему нетерпеливого ожидания, знакомую любому, кому хоть раз приходилось выгуливать свое игровое альтер эго по обширным пространствам, разработчики решили довольно оригинальным образом: расстояние от одной панорамы до другой, сколь бы ни были они удалены друг от друга, наш герой преодолевает за три условных «шага».
Тихая песчаная гавань.
По следам Фата-морганы
Я иду меж стен и дворцовых башен,
Мимо перекрестков, веков и лиц...
Лина Воробьева
Классик, как известно, утверждал, что в человеке все должно быть прекрасно. Добавим: не только в человеке.
Детище Phantomery Interactive прекрасно своей редкостной соразмерностью: все детали игры подчинены одной цели и создают единую картину, сумрачную, даже мрачноватую, но удивительно красивую. Картинка и звук, сюжет и атмосфера... даже рискуя заслужить упреки в необъективности, скажу, что перед нами тот самый уникальный случай, когда игра заслуживает право называться произведением искусства.
ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
9 своевременность подсказок, постепенное раскрытие фабулы линейность
Графика
8 отлично прорисованные локации, масса приятных нюансов не отмечены
Звук
10 безупречная озвучка, прекрасные музыкальные темы не отмечены
Игровой мир
10 ювелирно выдержанный и при этом различный стиль всех локаций, их внутренняя логичность, гармоничное сочетание всех элементов не отмечены
Удобство
8 простой способ управления, отсутствие багов маловато ячеек для сохранения игры
Новизна да
Интерес повторной игры нет Награда
Вердикт: Произведение искусства — безупречная интерактивная история. Рейтинг
90%
Ключи от Зеленой двери
Как уже было сказано, головоломки в игре не из легких, а запутаться в их решении проще простого. Но, как пелось в одной старой песне, «поеду понемногу, авось да повезет».
Итак, первым делом мы с нашим альтер эго оказываемся в прихожей. Старый дом, уже обветшалый, но еще вполне крепкий; квартира, чей вид трогателен, как облик одинокого пожилого человека, — брат жил один, и холостяцкие привычки в сочетании с неприхотливостью ученого во всем, что не касается его исследований, не могли не сказаться на его обиталище. Тем более что исследования свои, за неимением казенного помещения, он проводил здесь же, дома.
Пошарив в полумраке по стене, нащупываем тумблер и, включив свет, проходим в залу.
Дом с выходом в космос
Здесь прямо по центру возвышается какая-то металлическая, снабженная овальной дверью конструкция, от которой по всей комнате протянуты электрические провода. Разумеется, это какой-то прибор, но какой и для чего он здесь — непонятно. Стоит нам войти и начать оглядываться, как мы слышим голос профессора: он просит нас ни в коем случае не пытаться повторить его опыт и даже уничтожить все записи и приборы за исключением некоей «капсулы» — по всей видимости, он имеет в виду как раз то, что возвышается в центре залы. Он полагает свое открытие слишком опасным — настолько, что готов поступиться славой, лишь бы найденные им ключи к неведомому не попали в руки человечества.
Настоящий ученый способен обустроить себе кабинет где угодно!
Однако это наводит на мысли, что смерть брата непосредственно связана с его загадочным изобретением — и, коль скоро он не оставил никаких более внятных пояснений, ответ нам предстоит найти в его записях. Если повезет.
Осмотревшись и полистав найденный на диване труд «Природа и психоакустический характер ультразвука» (к слову, читать нам вообще придется здесь немало), направимся в кабинет.
Справа от двери стоит органофон, который на первый взгляд легко принять за фортепиано — как выяснится из дневниковых записей, которые ожидают нас на столе, большинство посетителей уважаемого профессора разделяло это заблуждение.
Впрочем, дневник проливает свет не только на предназначение упомянутого прибора, но и на многое другое — в частности, становится понятно, что исследования строились на основе изучения особенностей инфразвука: любопытные данные о кавказских мегалитах, заметки о воздействии инфразвука на человеческий организм, теории и некоторые выкладки.
Гробницы? Жилища? Или двери в иные миры?..
Профессор полагал, что мнение о дольменах как о похоронных сооружениях несостоятельно в силу того, что захоронения, обнаруженные в них, датируются существенно более поздним временем, нежели предполагаемая дата создания самих каменных сооружений. И в свою очередь выдвигал теорию о том, что дольмены, генерируя инфразвук определенной частоты, фактически служили местом для своеобразной медитации, в ходе которой достигался эффект временного разделения духа и тела.
К этим же выкладкам прилагаются данные по исследованию найденных в одном из дольменов остатков некой специфической травки, именуемой Albertia inodorum, чья особенность состоит в том, что вещество, содержащееся в ее листьях, обладает свойством расщеплять связи между различными элементами человеческого сознания. Эта травка нам вскорости немало пригодится.
Ознакомившись с дневником и достав из ящика стола ключ от лаборатории (дверь рядом с фонографом, стоящим на тумбочке в зале), переходим к органофону.
Включив его, мы услышим довольно-таки неприятный звук — прибор нуждается в настройке. По мере того как рычажки будут занимать каждый свое место (2-5-7-5-4), звук будет постепенно сходить на нет. На настроенном органофоне, подтверждая эффективность усилий, должна загореться лампочка, после чего прибор можно выключить до того времени, как он нам действительно понадобится. Здесь же с полки надо взять предохранитель для капсулы — едва мы вернемся в залу, нам покажут, где именно надо заменить сгоревший элемент.
Занимательная ботаника
Теперь наведаемся в лабораторию, она же оранжерея, — здесь в аккуратных лоточках под солнечным светом, льющимся из просторных окон, обитают различные растения. Да, разумеется, и упомянутая Albertia — вот она, в среднем ящичке. А ее описание и изображение найдется в Ботанической энциклопедии.
Психотропная оранжерея.
Тут же, на столе, мы возьмем и журнал, в который профессор записывал свои размышления и хронику опытов с этой кавказской травкой. Помимо записей и энциклопедии нам пригодятся еще ингалятор, лежащий на тумбочке, и небольшой вентиль. Колба с резиновой трубкой, хотя и отмечена курсором как полезный и нужный предмет, подождет своей очереди.
На заметку: с некоторыми объектами невозможно взаимодействовать сразу, даже если вид курсора изменился: предварительно нужно совершить другие действия, чтобы предмет стал активным.
Поворачиваем вентиль на большой трубе и спускаемся по лесенке вниз. Прямо напротив нее, в углу, обнаружится листочек, на котором профессор записал необходимые пропорции реагентов, — эти сведения нам пригодятся в самом скором будущем.
Войдя в подвал, мы буквально у себя из-под ног возьмем еще один листочек из числа заметок для памяти, в котором профессор напоминает сам себе, что второй канал охладительной системы полностью засорился. Видимо, речь идет об этих четырех трубах... на одной из них недостает вентиля — по всей видимости, того самого, что мы взяли в оранжерее. Но прежде чем выставлять их в нужное положение, возьмем из ящика стола, стоящего здесь же, в подвале, недостающую часть дневниковых записей. По всей видимости профессор не нашел в себе сил или счел излишним уничтожать их и ограничился тем, что попросту вырезал и спрятал.
Похоже на склеп, но на самом деле — всего лишь система охлаждения усилителей.
Так у нас появятся ножницы и дополнительная информация по системе охлаждения — оказывается, в первоначальные расчеты вкралась ошибка: оптимальное положение кранов не 5-2-2-2 (слева направо), как помечено на первых страницах, а 5-1-2-3. Если при этом учесть еще и то, что мы прочли в найденной у двери заметке, то в результате получим 6-0-2-3. Выкручиваем краны в крайнее правое положение и выставляем на нужное число оборотов.
Вернувшись в оранжерею, срываем лист Albertia inodorum, ножницами отрезаем от колбы шланг и подсоединяем его к химической установке, соединяя одну из емкостей с препаратом и сосуд для смешивания. Положив сорванный лист в измельчитель, чьей близкой родней, по-видимому, является ручная кофемолка, и покрутив рукоятку, обратно мы извлечем лист, уже подготовленный к эксперименту. Полученную кашицу мы поместим в ингалятор, который предварительно нужно установить на фарфоровое блюдечко под колбами.
Теперь дело за малым: уточнить в записях брата оптимальные доли спирта и эфира и последовать рецепту — три и пять доз реагентов соответственно. В смесителе должна получиться жидкость приятного голубоватого оттенка. Перелив смесь в ингалятор, заберем его и вернемся в залу.
Теперь, когда у нас есть все, что требуется для опыта — если, конечно, мы ничего не упустили, — пора снова включить органофон и перещелкнуть все тумблеры, расположенные в зале.
Внутри капсула невелика, но все равно отчего-то кажется больше, чем снаружи. Разумеется, ее тоже надо предварительно настроить.
Выставляем на дисках те же значения, что и на органофоне (2-5-7-5-4), затем устанавливаем ингалятор в специальную ячейку другого прибора, надеваем маску, и — он сказал «поехали» и махнул рукой — дергаем рубильник.
Добро пожаловать в гости к Эшеру!
Подобрав с пола невесть откуда взявшийся золотистый стерженек и покинув капсулу, мы оказываемся в ином мире. Профессор называл его Мерцающим, но, кажется, нечто схожее описывал в свое время Роджер Желязны: «Он сидел на балконе под безумно полосатым небом, слева от него проплывали Смещающиеся Горы».
Система разводных мостов.
Горы — не горы, но в проломы видно, как медленно дрейфуют мимо странные сооружения, лишь отдаленно похожие на творение рук человеческих. Дом словно бы существует в неком загадочном пространстве, в котором значения предметов — величина относительная, а законы физики и вовсе свои собственные.
Это не отражение привычной реальности, не ее прошлое и уж тем более не астральный слой. Не пытаясь достоверно уяснить, как именно нам должно воспринимать эту новую данность, вслед за профессором поименуем ее Мерцающим миром.
Гравитационная непостоянная
Оглядевшись и налюбовавшись, идем в кабинет, по дороге забрав отвертку, лежащую возле фонографа. На столе нас ждет третья часть дневника, которую профессор вел уже здесь, и еще один прибор (требуемое положение ручек: 1 — вправо, 2 — влево, 4 — влево до упора).
Это еще квартира или уже звездолет в невесомости?
Там, где раньше была оранжерея, теперь располагается обширное и беспорядочно устроенное пространство. Пройдя вперед, мы обнаружим слева на стене странную золотистую розетку и слева же, но в углу, — довольно-таки ржавую конструкцию с перекидным рычагом. Конструкция эта — не что иное, как пульт управления гравитацией, тот самый, о которой мельком упоминалось в свеженайденном дневнике. Пройдя еще немного вперед и свернув направо, мы окажемся перед железной лестницей, перекинутой через очередной провал, а внизу нас ждет собственно гравитационная машина (здесь же с пола подбираем железный прут, а из ящика около силового щитка — еще одну блестящую штуковину).
Увы, машина не работает: обвалившаяся во времена оны стена повредила кабель.
Придется чинить, потому что иначе отсюда не выйти: как пишет профессор, «привычный способ выхода из Мерцающего мира более не действует». Следовательно, должен быть какой-то иной.
Гравитационная машина. Да, похоже, что все-таки звездолет.
Вариантов починить перебитый кабель у нас два, но один — заменить его новым — невозможен из-за нехватки материалов, а второй... второй тоже упомянут в дневнике и тоже мельком. А именно — попасть в прошлое и сделать так, чтобы кабель остался цел.
Сомнительный какой-то вариант, но выбирать не приходится.
В первую очередь нужно собрать все части ключа времени — схема и руководство по сборке лежат в ящичке вместе с третьей блестящей штукой, а ящичек стоит на рабочем столе в мастерской. Отсюда же мы возьмем молоток и стамеску.
Стоит лишь взглянуть на доставшуюся нам схему-инструкцию, как становится понятно, что все найденные нами блестящие детальки по совокупности как раз и являются тем самым ключом, который верный своему слову профессор разобрал на составные части. Итак, нам недостает еще двух частей.
Одна из них, к слову, ждет нас в кабинете на полу за письменным столом — но поскольку ждет она уже за тем пределом, после которого упорядоченное сдает свои позиции, достать ее так просто не получится.
Машина времени: на пол-оборота и обратно.
Зажав металлический прут в тиски и от души саданув по нему молотком, мы получим крюк, которым и будем извлекать четвертую деталь. Пятая нас ждет прямо перед входом в дом: под одной из плиток. Плитка, как ни странно, помечена — видимо, разобрав ключ, его владелец все-таки не рискнул навсегда его утратить. Выковыряв стамеской неплотно прилегающую крышку этого незамысловатого тайника, мы обретем последнюю составляющую и пойдем, соблюдая инструкцию, собирать его на специально оборудованном рабочем месте.
В смысле, на столе в мастерской.
Любой, кто уже вооружен схемой и отверткой, справится без труда, потому не будем задерживаться, а сразу пойдем тестировать результат: та золотистая «розетка», на которую мы уже обращали внимание, и есть замочная скважина для этого похожего на штопор ключа.
Прошлое Мерцающего мира похоже на черно-белый фотоснимок и аскетично до невозможности: никаких дверей, лишь черно-серые контуры на фоне холодного белого света. И тем не менее нужные нам провода на «лестничной площадке» в картине мира вполне присутствуют — их надо передвинуть как можно ближе друг к другу.
Также в мастерской нужно взять шестеренку, а в кабинете (слева от входа) — элемент питания для гравитационной машины.
Оказавшись вновь в настоящем, идем к машине: на силовом щитке есть подходящая ячейка для принесенного из прошлого аккумулятора. Закончив ремонтные работы, возвращаемся к пульту управления и меняем положение рычага. Миг головокружения — и вот уже система координат поменялась, под ногами стена и можно идти дальше.