Младенчестве Gears of War была PC-шутером. Увидев в действии Unreal Engine 3, дизайнеры Epic поняли, что с такой мощной технологией негоже оставлять героя за кадром. Позже поступило щедрое предложение от Microsoft — выпустить игру для Xbox 360. Лишь год спустя после «эксклюзивной» премьеры Маркус Феникс и его соратники вернулись в родные пенаты. Главное — спрятаться
Конечно, на приставках подобные экшены встречают теплее, чем в наших краях. Да и идеолог GoW Клифф Блежински (Cliff Bleszinski) не скрывает источники вдохновения: Resident Evil 4, натолкнувшая на мысль о «плавающей» камере, и серенькая kill.switch, где Epic подсмотрела использование укрытий. «Чекпойнты», аркадная перезарядка «стволов» и регенерация здоровья вместо аптечек — неизбежное консольное зло.
На этих столпах и зиждется Gears of War, 12 часов кряду подающая одно и то же блюдо. Маркус влетает в комнату (внутренний дворик, кусок улицы, заботливо огороженный обломками…), сигает за преграду и, осторожно высовываясь, «снимает» врагов поодиночке. Те обычно не горят желанием лезть под пули, превращая столкновение в позиционную стычку с прыжками, красивыми перекатами от стены к стене, тиром «попади в торчащую макушку» и руганью в адрес безмозглых напарников. Благо, дабы оживить «павшего» товарища, хватает хлопка по плечу.
Дежурный инструмент Феникса — автомат со встроенной бензопилой для близких контактов. Пистолеты удобны для подрыва бочек с горючим, гранаты на цепях — для затыкания дыр, откуда прут гады, лук с разрывными стрелами — для «зачистки» пулеметных гнезд. «Снайперка» скорее вредна, чем полезна, а Hammer of Dawn — целеуказатель для орбитальной пушки, поджаривающей «боссов», — работает в «сингле» строго в ясный день. То есть, по сюжету.
RTFM
Ну а его в Gears ровно столько, сколько надо, чтобы отправить нас из пункта А в пункт Б. Не тратя время на объяснения, Epic сразу ныряет в гущу событий, отсылая тех, кто требует подробностей, в «Википедию», к трейлерам или тощей книжице руководства.
Земляне, колонизировавшие планету Сера, вели долгие междоусобные войны за обладание подземными залежами уникального вещества — имульсии. Когда пламя конфликта утихло, бывшие соперники сменили мечи на бурильные установки и обнаружили в недрах озёра молочно-оранжевой жидкости и… разъяренных аборигенов. Жуткие существа, прозванные Саранчой, выползли из глубин и за сутки захватили города, сметая все на своем пути.
Колонисты готовили ответный удар 14 лет. Фотонная бомба, запущенная в логово Саранчи, должна покончить с оккупантами раз и навсегда. Для этого предстоит составить карту пронизывающих Серу тоннелей. Из-за нехватки людей командование решает вернуть в отряд «Дельта» Феникса, угодившего в тюрьму за неподчинение приказу.
Стиль пьяного мастера
Здесь и начинается опасная миссия. Подкидывая незамысловатые поводы, история проводит по руинам мегаполиса и его окрестностям. Нам показывают бедные кварталы и разруху музеев, заброшенную промзону и некогда цветущий деловой район. Мы шагаем по залитой дождем фабрике, мчимся на вагонетках и восторженно глазеем по сторонам в пещерах, где течет имульсия. Не самая продвинутая по стандартам осени-2007, Gears of War радует стильной, пусть временами слишком блеклой, палитрой, интересной архитектурой, замечательной анимацией и до мелочей проработанным обликом персонажей. Даже «комиксовые» капли крови, казалось бы, неуместные в грязной мрачной вселенной GoW, добавляют шарма, ибо, глядя на них, мы знаем: кому-то больно.
«Пьяная» камера усиливает впечатление. Когда Феникс бежит, пригнувшись, словно техник на концертной площадке в разгар выступления, угол обзора сужается, и картинка «пляшет» так сильно, что кажется, будто рядом и впрямь невидимый оператор. В похожем стиле сделаны и скриптовые ролики. Чуть-чуть тряски, якобы небрежный фокус, и самые банальные сцены выглядят в разы лучше.
Хотя лямку тянут не треугольники с текстурами, а актеры. Голоса настолько великолепны, что я бы посоветовал «1С» не трогать английскую речь и перевести субтитры. Джон Димаджио (John DiMaggio), известный поклонникам «Футурамы» как неподражаемый робот Бендер, блестяще перевоплотился в сурового Феникса, — такой колоритный треп на русском не повторить! Не отстают от командира и подчиненные, особенно брутальный Доминик Сантьяго и вечно нервный экс-трэшболист Август Коул. Не вышел характером разве что негодяй — General RAAM. Ходячее фрик-шоу с «распальцовкой» и шаблонными угрозами — скучнее не придумаешь.