Отличить хорошую игру от плохой – легко. Но чем выше качество, тем сложнее ощутить грань, за которой игра оказывается в другой категории. Отличная игра отличается от очень хорошей игры, на первый взгляд, незначительными мелочами. И чем дальше, тем эти мелочи – неочевиднее. И совсем уж тяжело оценивать отличную игру, которая стала продолжением очень хорошей игры.
Сегодня мы проводим тестдрайв новой модели с титулованного конвейера Bizzarre – Project Gotham Racing 4. На этот раз PGR не пришлось запускаться вместе с новой консолью или новым сервисом, как это случалось с каждой предыдущей частью, и создатели получили шанс спокойно перебрать двигатель, провести тщательный техосмотр, отремонтировать и отрегулировать свое детище. Теперь они не были зажаты в тиски суровых дедлайнов, и их не вынуждали толкать вперед прогресс: можно было сосредоточиться на том, чтобы довести свежие идеи до блеска. Легко вообразить, с каким удовольствием представители Bizarre объявили, что PGR 4 выйдет только тогда, когда будет готова. Наконец-то они смогли позволить себе такую роскошь.
Изменений не так много, но упрекнуть создателей язык не поворачивается – оригинал и без того был весьма хорош. Открытий мы не ждем, а заглянуть под капот новой сверкающей игре из серии Project Gotham Racing – не терпится. Приступим.
Магическое слово kudos впервые появилось в далеком первом выпуске PGR и с тех самых пор остается неотъемлемой частью и основной «фишкой» сериала. По сути, kudos представляют собой адаптированную для гонок систему очков и служат универсальной валютой в игре. Прийти первым к финишу ровным счетом ничего не значит, если игроку не удалось проехать трассу эффектно и элегантно. Раньше приходилось жертвовать многим ради стиля: водитель, как заправская модница, постоянно заботился о том, как он выглядит со стороны. «Как» было превыше всего. В четвертой части PGR систему основательно переработали. Теперь kudos выдают за все, что игрок сделает хорошо и правильно. Стиль, скорость и эффективное вождение уравнены в правах и в табеле о рангах. Идеально вписался в поворот? Проехал трассу, не снижая скорость? Прошел участок дороги, не коснувшись ограждения? Ловко подрезал противника или пришел первым к финишу, не говоря уже о более сложных и действительно эффектных трюках? За каждое из этих достижений виртуальный счет геймера пополнится определенным количеством вожделенных kudos.
Жить стало проще и веселее. Даже самый неопытный и зеленый водитель получит свое, пускай и меньшее, вознаграждение. Это важно, так как kudos в PGR – не просто очки, которые услаждают взор виртуального спортсмена, а универсальная валюта, самое ценное в игре. Открыть новые трассы, заполучить новые автомобили и различные другие плюшки позволяется только за счет этих условных единиц.
А стараться есть ради чего. С каждым годом, с каждым порядковым номером виртуальный гараж PGR все разрастался и разрастался, и в четвертой части достиг рекордной отметки почти в 120 различных моделей. В нем вы отыщете все возможные машины, о которых когда-либо слышали, на любой вкус. Сравниться с PGR 4 сможет, наверное, только Gran Turismo. Весь автопарк, конечно же, тщательно лицензирован и максимально приближен к оригиналам. Есть винтажные машины 70-х, которые, к слову, немногим уступают современным аналогам. Есть роскошные Ferrari, Lamborghini, Austin Martin. А есть и… мотоциклы.
Одной из немногочисленных новшеств PGR 4 стало появление в игровом репертуаре двухколесных транспортных средств. Мотоциклы выбраны с не меньшим вкусом, чем и машины. Покататься на таких – действительно многого стоит. Стиль езды на мотоциклах значительно отличается от вождения автомобиля – они маневреннее, легче и управлять ими проще, чем многотонными машинами. Даже создается впечатление, что, пожертвовав реалистичностью, их специально заточили под тех, кто ни разу в жизни не садился за виртуальный руль. В PGR 4 и двухколесные и четырехколесные транспортные средства оказываются одновременно на одной трассе, сражаясь друг с другом за победу. Новинка не самая необычная, конечно, ведь такая особенность была реализована еще в Midnight Club. В PGR шансы участников гонки постарались уравновесить. Например, в столкновении всегда выигрывает автомобиль, но верткие мотоциклисты не дают прижать себя к стене. И все же пронырливые байки настолько легки в управлении и быстро разгоняются, что о полном равенстве говорить сложно. Да и опрокинуть мотоцикл - задача не из простых, такое впечатление, что он весит не меньше пяти тонн. На фоне весьма, в общем-то, достоверной физической модели в игре это выглядит несколько странно.
Для мотоциклов была придумана своя собственная система kudos. Можно выполнять серию впечатляющих трюков: вставать на переднее или на заднее колесо, можно проделывать еще более зрелищные фокусы с помощью кнопки B. Также открытый всему свету мотоциклист волен активно использовать жестикуляцию, за что тоже получает не только моральное удовлетворение, но и дополнительные kudos.
Машины в PGR 4 сделаны богато. Не менее тщательно проработаны и трассы, на которых проходят заезды. Как в предыдущих выпусках сериала, геймерам предстоит покататься по дорогам различных мегаполисов. На этот раз нас приглашают осмотреть достопримечательности Токио, Макао, Нью-Йорка, Лас-Вегаса, Квебека, Шанхая, Лондона и Санкт-Петербурга. Каждый город воссоздан очень тщательно и подробно, можно разглядеть знакомые приметы и известные места – практически видео-путеводитель по крупнейшим городам мира. Неоновый шик Лас-Вегаса, туманные улицы Лондона, горбатые мостики Питера… Главное, не забыть о гонке, увлекшись красотами.
Мы можем оценить, насколько качественно воссозданы города в PGR 4, внимательно рассмотрев питерские трассы. Нам предстоит покататься по историческому центру северной столицы, мимо Эрмитажа, по Дворцовой набережной и покружить вокруг Александрийского столпа. Разработчики педантично перенесли в игру фотографии города, тщательно воссоздали даже такие мелочи, как реклама на улицах. Питер, хотя и подается в рекламе игры как экзотика, выглядит именно таким, какой он есть: без медведей, но и без прикрас. Кстати, в европейском релизе предусмотрена поддержка русского языка. Насколько расстарались локализаторы от Microsoft, станет ясно, когда PGR 4 появится в магазинах, но стандарты у корпорации высокие, так что причин для беспокойства мы не видим.
Главное новшество в игре – переменчивая погода. Теперь случайным образом во время гонки мы испытаем на себе все прелести дождя, метели, тумана или жары. Все зависит от региона, где проходит гонка. Конечно, снег в Шанхае вряд ли пойдет, а вот в Санкт-Петербурге дождь – распространенное явление, равно как и туман в Лондоне. Погода может измениться в ходе гонки, например, дождь польет во время второго круга, а к третьему кругу – превратится в снег. И синоптики тут вряд ли помогут.
Погодные феномены – вовсе не, вернее, не только декоративное явление. Каждый из них значительно влияет на геймплей. Во время дождя или снега дорога становится более скользкой, а машина менее управляемой, и шансы отправиться в неконтролируемый занос возрастают. Кроме того, во время дождя постепенно собираются лужи. Появятся они не сразу, но за ними надо внимательно следить: въехать в лужу на скорости 150 километров в час – не самое приятное ощущение и верный способ отдалиться от вожделенного первого места. Самое неприятное – туман, когда видимость резко снижается и резкий поворот может неожиданно вынырнуть из сероватой дымки. В такие моменты рекорды скорости лучше не ставить. Переменчивость погоды приводит к тому, что каждый следующий круг не похож на предыдущий, и даже знакомые трассы преподносят сюрпризы.
О трудностях и неудобствах плохой погоды быстро забываешь, уж очень красиво дождь, туман и снег смотрятся в игре. Капли, стекающие по лобовому стеклу, так хороши, что хочется проходить гонку исключительно с видом из кабины. Сверкающие в неоновом свете автомобили, капли дождя, барабанящие по капоту, взрывы брызг из-под колес… даже, если бы погода не оказывала никакого влияния на геймплей, ее стоило бы добавить ради зрелищности.
Четвертый выпуск предлагает на выбор несколько различных режимов, которые нам встречались в сериале и раньше. Режим карьеры был значительно изменен по сравнению с предыдущими воплощениями. Наша задача теперь – занять первое место в мировом рейтинге, пройти путь от новичка до мастера. Для этого нужно участвовать в различных соревнованиях, которые проходят в определенные дни на протяжении сезона. Так что теперь необходимо постоянно сверяться с календарем, чтобы не пропустить важное мероприятие. Главная неприятность обновленного режима заключается в том, что переиграть заезд нельзя. Если вы пересекли финишную черту не в первой, призовой, тройке, придется ждать до следующего года, чтобы попробовать еще раз. Конечно, всегда остается возможность запустить сейв, но тем более странно выглядит это суровое правило – никаких вторых попыток. С другой стороны, это позволяет почувствовать себя настоящим гонщиком, участвующим в сезонных гонках, у них-то не бывает второй попытки и возможности перезагрузить игру.
Сильней всего это ограничение мешает в трюковых соревнованиях, знакомых нам по предыдущим частям игры. Условия победы в них не всегда очевидны, и чтобы наловчиться делать какой-то трюк, требуется время и немало попыток. Проходить их обычно приходилось методом проб и ошибок. PGR 4 значительно менее терпима к такому подходу – не удалось, изволь ждать еще год, чтобы попробовать снова.
Традиционно PGR 4 снабжена проработанным многопользовательским режимом. PGR 2 участвовала в запуске службы Xbox Live, а третья часть стала одной из основных игр для нее на консоли следующего поколения. Возможности из предыдущей части полностью перенесены в новую версию. Система PGR TV превратилась в PGR on Demand. Смысл этой затеи все тот же – смотреть риплеи с чужих гонок, но теперь вы можете задать критерии поиска (лучшее время, наибольшее количество kudos и так далее). Кроме обычных заездов с друзьями или врагами, где разрешено делиться на команды или ездить по одиночке, появились новые режимы Bulldog и Cat and Mouse. Игрокам, уставшим от однопользовательской игры, будет чем себя занять.
PGR 4 заняла очень удобную и привлекательную нишу, удачно расположившись между аркадными гонками, где можно развивать безумные сверхзвуковые скорости и с легкостью добиваться победы, и симуляторами, более реалистичными и серьезными. К этой золотой середине стремятся многие проекты, но достичь ее не так просто. PGR 4, с одной стороны, очень терпима к новичкам, освоиться в ней очень просто, но, с другой стороны, создатели стараются не забывать о физике, а погодные эффекты ощутимо влияют на ход соревнований. В игре напрочь отсутствует тюнинг, и нам не придется копаться в груде деталей, сличая их параметры в надежде добавить еще немного мощности двигателю. Это с легкостью компенсируется тем, что у всех машин – свой ярко выраженный характер, и разница между ними чувствуется сразу же: как они разгоняются, тормозят, управляются. К каждому автомобилю необходимо привыкнуть, чтобы полностью реализовать его потенциал на трассе. Огромный «гараж» позволит любому геймеру подобрать железного друга под свой стиль езды. PGR 4 – пример той самой магической формулы «легко играть, но тяжело стать мастером».