Half-Death Интересная система здоровья укрепляет командный дух. За состоянием однополчан позволяют следить индикаторы на экране и цветные силуэты, видимые через стены. Лечить соратников выгодно, ведь в схватке любой боец на счету. Исцеление требует нескольких секунд и полной неподвижности, так что прикрытие не помешает. Аптечек выделяют мало — для остроты ощущений. Когда жизненные силы героя падают до нуля, он валится на землю, продолжая палить из пистолета, за полторы минуты истекает кровью и умирает. Но если кто-нибудь успеет подбежать и поднять раненого — тот снова в деле. «Воскрешение» срабатывает трижды за карту, затем — летальный исход. Хотя неприятность может случиться и незадолго до конца, тогда восстановление произойдет на ближайшем «чекпойнте». Павших в начале пути помещают в «чуланы», разбросанные по локации. Самостоятельно оттуда не выйти, дверь отпирается снаружи. Протянут ноги все спутники — «Уцелевшим» засчитают поражение.
Чтобы выжить, нужно обязательно поддерживать связь в квартете. Для этого есть три специальные кнопки, каждая вызывает круг с девятью фразами, объединенными по смыслу. Первый — с популярными вопросами и ответами типа «готовы?», «да», «спасибо». Второй — с предупреждениями, например: «Я слышу Ведьму». Третий служит для приказов и просьб: «Веди!», «Помогите!» и др. Для игры записано около 4000 высказываний, по тысяче на персонажа, поэтому одна и та же реплика имеет уйму вариаций.
«Уже стух, но еще не сдох»
У игры за зараженных ничего общего с «кооперативом». По словам создателей, «изнаночный» геймплей требует тщательной проработки, и дату релиза откладывали именно из-за него. С самого начала было задумано, что чудища-главари будут сложнее для освоения, нежели homo sapiens (по аналогии со шпионами и солдатами в Team Fortress 2). Дабы насолить четверке, зомби необходимы осторожность и грамотная тактика. Недостаток грубой силы компенсируют уникальные способности и стратегические преимущества. Прежде чем стать монстром, игрок «призраком» летает по окрестностям, выбирая отправную точку. Условие одно — она должна быть на некотором удалении от «дичи».
Одновременно на уровне гуляют четыре обычных главаря, двое особых выходят изредка. Первый в стандартном наборе — Бумер, шарообразный увалень, наполненный горючими трупными газами. Его талант — выплевывать кровавые сгустки, ослепляющие на время и запахом приманивающие упырей. Перед смертью толстяк взрывается, раня положительных героев и обливая их красной жидкостью. Курильщик похож на среднестатистического зараженного, но умеет выбрасывать язык на 15 метров; им удобно вытаскивать людей из группы и душить. Еще он выпускает дым, в котором «Уцелевшие» не разбирают очертаний друг друга и не могут говорить из-за кашля. Охотников на карте сразу двое, это наиболее слабый физически и сложный в управлении тип. Его козыри — быстрота, ловкость и доступ ко всем секретным местечкам. Правильно рассчитав траекторию «спецпрыжка» и наскочив аккурат на голову, Охотник нашинкует парализованного бедолагу на ломтики. Однако в этот миг акробата можно стукнуть прикладом — и он погибнет, оставив «недоеденного» человека.
Танк возникает лишь пару раз за миссию. В отличие от обыкновенных боссов, он очень крепок и силен. В определенный момент игрокам-зомби сообщают, что на сцену выбрался громила. Первого же добровольца переселяют в мощное тело. Управлять им весело: мы давим персонажей, швыряемся автомобилями, кусками мостовой и прочими подручными предметами… Кстати, если бугай долго не видит добычи, текущий «хозяин» умирает и уступает место следующему.
Ну а Ведьма появляется, начиная с третьего, высокого, уровня сложности (всего их четыре). Ее, единственную из предводителей нежити, контролирует исключительно ИИ. Неподвижное, горестно стенающее чудище смахивает на простого мертвяка. Чтобы привлечь к себе внимание, достаточно подойти вплотную, пробежать рядом, выстрелить или посветить фонариком. Разъярившись, она убивает с одного удара и способна мигом уложить весь квартет.
По идее, игра за боссов — развлечение индивидуальное, но кажется, что и монстрам будет тяжеловато без взаимовыручки. Танк и Ведьма самостоятельны, а вот Бумер, Курильщик и Охотник по одиночке слишком хрупки.
* * *
В головах тех, кто надумает купить Left 4 Dead, наверняка схлестнутся две мысли с противоположными знаками: «Это же Valve!» и «Это же Source!». Некоторых оттолкнет тематика, ведь зомби, резвые или ковыляющие, порядком поднадоели. Но дело в том, что ни скромненькая графика, ни глупенькая история тут не имеют значения. Главное — Turtle Rock Studios обещает по-настоящему продуманный кооперативный режим. Если верить западным журналистам и посетителям выставок, «гонявшим» в L4D лично, она уже сейчас увлекает не на шутку.